Как отмечают организаторы, интерес к мероприятию неизменно растёт. Так, например, в этом году количество участников увеличилось в полтора раза, до ста семидесяти пяти человек. Ширится и география конкурса: свои навыки в программировании демонстрировали также ребята из Белорецка, Верхнеуральска, Екатеринбурга, Миасса, Катав-Ивановска, Кыштыма, Башкортостана, Майкопа, Москвы, Нижнего Тагила, Рязани, Симферополя.
– Также у нас очень сильная экспертная комиссия, – говорит администратор конкурса, ведущий специалист по дистанционному обучению КЦПК «Персонал» Алёна Огрыза. – Несколько лет назад стали привлекать именно производственников из больших компаний. И в этом году ребят тоже оценивали серьёзные специалисты из ММК-Информсервиса, Сколтеха, центра технологий роботизации «Некст», компании «КРОК инкорпорейтед» и других крупнейших организаций, связанных с IT.
По словам Алёны Сергеевны, с 2020 года, из-за пандемии COVID, защита проектов проходит дистанционно. Впрочем, в чём-то это даже хорошо, поскольку даёт возможность проявить себя большему числу участников из других городов. Многие ребята участвуют в конкурсе не первый раз, радуя организаторов и судей профессиональным ростом.
– Всего у нас пять номинаций, – продолжает Алёна Сергеевна. – «Я – программист», «Я – разработчик мобильных приложений», «Я – 3D моделлер», «Я – робототехник» и «Я – дизайнер». В каждой номинации две возрастные группы: с восьми до тринадцати лет и с четырнадцати до семнадцати. Каждый год добавляем что-то новенькое, меняем тематику работ внутри каждой номинации. Это подогревает интерес ребят, особенно тех, кто уже участвовал в конкурсе.
Двадцать два года – внушительный возраст для любого мероприятия.
И кое-кто из первых участников «IT-отражения» уже давно построил карьеру в сфере информационных технологий. Причём конкурс сыграл немаловажную роль в их становлении. Поэтому не исключено, что большое будущее в программировании ждёт, к примеру, и Владимира Волкова, ученика школы № 39, занявшего первое место в номинации «Я – программист».
Вова – дебютант «IT-отражения», а потому победа особенно ему дорога, хоть и стала неожиданностью. На суд экспертов он представил проект CeVladimirich's Blog CMS, суть которого заключается в добавлении постов в систему для сайта.
– Конкурс очень впечатлил судьями, которые действительно асы своего дела, – признаётся победитель. – Например, Алексей Каменев из ММК-Информсервис. Очень рад, что довелось с ним пообщаться.
– Владимир – творческий человек, – добавляет его куратор и учитель информатики Сергей Каплунов. – Зажигающийся, многое осваивает самостоятельно. С ним очень приятно работать.
Самому Сергею Николаевичу не впервой переживать за своих воспитанников на «IT-отражении», многие из его ребят участвовали в конкурсе и побеждали. А то, что педагоги раз за разом приводят школьников на это мероприятие, говорит об одном: оно действительно необходимо.
– Большое спасибо организаторам, – добавляет Каплунов. – Всегда делают всё на высшем уровне, каждый год появляется что-то новое. Нет шаблонного подхода.
Алиса Дубровская, ученица школы № 48, ставшая лучшей в номинации «Я – дизайнер», участвует в «IT-отражении» уже четвёртый год подряд и ни разу не оставалась без награды.
– В 2020 году заняла третье место, в 2021 – первое, в 2022 – второе. И вот теперь снова первое, – говорит она.
Дизайн привлекает Алису тем, что позволяет творить, создавать что-то новое, причём связанное с компьютерными технологиями.
– Ты взаимодействуешь с программой, задаёшь ей определённый порядок действий, и она воплощает твою задумку в жизнь, – рассказывает победительница. – Это одновременно и творчество, и работа на компьютере.
Победу Алисе принёс проект «Фирменный стиль блога» – её канала на RuTube, посвящённого жизни подростка. Девочка сделала оформление: шапку профиля, интро, логотип, для которого она выбрала своё тотемное животное – лисицу.
– Дизайном Алиса увлеклась, когда ей было лет десять, – вспоминает её куратор, педагог дополнительного образования и руководитель студии «Арт-дизайн» во Дворце творчества детей и молодёжи Любовь Сопко. – Уже тогда она ходила на программирование в МГТУ. Алиса очень многогранна, у неё такое сознание, которое позволяет раскрываться во многих областях: программировании, монтаже видео, анимации, фотошопе.
Сама Алиса хочет связать своё будущее с цифровым дизайном или программированием.
Как признаются организаторы, в этом году выбрать лучших дизайнеров в старшей возрастной группе было особенно тяжело. Так что на каждой ступеньке компьютерного пьедестала решили разместить сразу двоих участников. Помимо Алисы Дубровской первое место также занял Вячеслав Демьянов, второе – Мария Прошина и Илья Трофимов, третье – Анастасия Жак и Максим Иваншин. В младшей группе лучшей стала москвичка Дарья Петрова, а второе и третье места достались юным магнитогорским дизайнерам Матвею Павлову и Анастасии Саркисян.
В номинации «Я – программист» в старшей возрастной группе первое место, как уже было сказано, занял Владимир Волков. Второе досталось Владиславу Снитько, третье – Даниилу Шестакову из Майкопа. В младшей возрастной группе призовые места распределились следующим образом: первое – Роман Необутов, второе – Михаил Степанишин из Симферополя, третье – Тихон Солодянников.
В номинации «Я – 3D моделлер» среди старших ребят победителями стали Камила Шаяхметова, Павел Тихонин и Кира Каткова. В младшей группе лучшими признаны работы Богдана Чунтонова, Льва Спицына и Владимира Фролова (Миасс).
В номинации «Я – разработчик мобильных приложений» наградами отметили только ребят из младшей группы. Первое место завоевал Максим Мазнин, второе – Артём Кириченко, третье – Илья Киселёв.
И, наконец, номинация «Я – робототехник». В старшей группе первым стал Дмитрий Мамонтов из Миасса, второе место досталось Елизавете Лукомской. В младшей группе «золотом» отметили проект Степана Маслова (Миасс), «серебро» досталось работе Владимира Повираева, а «бронза» – Арсению Лаишеву. Оба участника представляют город Белорецк.
Уже семнадцать лет «Персонал» ведёт своеобразную летопись работ, представленных на конкурсе «IT-отражение». И, как признаются организаторы, профессиональный рост участников впечатляет. То, что юные компьютерные гении умеют сейчас, поражает, вдохновляет и позволяет верить в светлое будущее.